В России начался дефицит автомобилей

 

Впервые после продолжительного бума продаж длиною в год автомобильный рынок показал в июле снижение, хотя нарастающим итогом все еще идет в плюсе. Дилеры говорят, что со спросом все в порядке — просто ситуация с наличием новых автомобилей настолько плохая, что они не успевают удовлетворять желания клиентов. А будет еще хуже.

На российском автомобильном рынке в июле было реализовано 132,6 тысяч новых легковых и легких коммерческих машин, что на 6,5% меньше, чем в июле 2020 года, свидетельствует статистика комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России.

При этом по итогам семи месяцев все равно сохраняется положительная динамика — продано 953,8 тыс. автомобилей (плюс 28,4% к прошлому году). В числе лидеров за январь-июль автокомпании Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda, Volkswagen, Toyota, Nissan, ГАЗ (с линейкой легких коммерческих автомобилей) и китайский Haval.

Наиболее популярные модели машин в России не меняются уже давно: по итогам июля среди самых продаваемых лидируют Lada Granta и Vesta, за ними следуют Kia Rio, Hyundai Creta и Solaris.

Продажи главного бестселлера «АвтоВАЗа» — Lada Granta — на этом фоне снизились всего на 5%, а Vesta и вовсе выросла на 4%. Конъюнктуру рынка будет в основном определять ситуация с поставками электронных компонентов и кризис индустрии полупроводников, ожидают автопроизводители.

«В ближайшие месяцы можно ожидать дальнейших корректировок, связанных с ограничивающими эффектами сокращения производства во всем мире из-за нехватки электронных компонентов», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Дилеры отмечают взрывной спрос, который они не могут удовлетворить: в салонах стоят только максимально укомплектованные модели, остальное реализуется практически мгновенно.

Продается все, что есть на складах дилеров — в премиальном сегменте, например, чаще востребованы модели SUV, а люкс-сегмент стабилен во все времена, отметил директор «Ауди Авилон» Ренат Тюктеев. Он с осторожным оптимизмом заявил, что все еще сохраняется возможность собрать автомобиль на заказ под конкретного клиента.

В первом полугодии ажиотажный спрос был на внедорожники немецких марок, традиционно востребованных на российском рынке, рассказал Тюктеев. Чуть меньше россияне интересовались седанами и хетчбэками.

Снижение продаж в июле и трафика клиентов в дилерских центрах Тюктеев из «Авилона» объяснил разгаром сезона отпусков. Заказать автомобиль в нужной комплектации возможно, но ждать его придется долго, признают представители отрасли.

На фоне высокого спроса автомобили в большинстве случаев контрактуются под заказ, а у дилеров в наличии в шоуруме стоят, как правило, машины, от которых отказались клиенты по тем или иным причинам.

Дефицит автомобилей в настоящее время — единственный сдерживающий фактор для роста российского авторынка, уверен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Именно поэтому рынок и ушел сильно вниз в июле, уверен эксперт.