Школьники уходят в колледжи и техникумы из-за растущей бедности

В России растет интерес молодежи к среднему профессиональному образованию (СПО). Основной мотив отказа от высшего образования — ухудшающееся материальное положение, а также шансы более раннего выхода на рынок труда. Такой вывод сделан в исследовании Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Спрос на рабочие специальности растет с начала кризиса 2014 года.

Начиная с 2014 года прием на программы подготовки специалистов среднего звена неуклонно повышался и в 2020 году превысил прием в вузы, напоминают эксперты из РАНХиГС. По итогам прошлого года в высшую школу поступили 873 тыс. абитуриентов, тогда как среднее образование выбрали более 2 млн человек.

В ближайшие несколько лет ежегодный прирост учащихся в средних специальных учебных заведениях составит не менее 45 тыс. человек в год.

Одна из ключевых причин отказа от высшего образования — стагнация реальных доходов населения. Свои выводы эксперты из Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС основывают на социологическом исследовании, проведенном в трех субъектах РФ: Свердловской, Самарской и Волгоградской областях.

Каждый третий респондент из Самарской и Волгоградской областей выбрал обучение в колледжах, чтобы начать раньше зарабатывать. В этих же регионах отмечена и высокая доля молодежи, имеющей подработку во время обучения в техникумах и колледжах (32,3% учащихся). Почти 40% респондентов из Свердловской области выбрали среднее профобразование, чтобы получить специальность для успешного трудоустройства.

Наибольшая доля молодежи, переехавшей для обучения в другой город, отмечена в Свердловской области (50%). В то же время в Самарской и Волгоградской областях доля переехавших ниже — 24 и 30% соответственно. В РАНХиГС это объясняют отсутствием финансовых возможностей семей для оплаты проживания ребенка вне дома.

Многим школьникам приходится выбирать будущую специальность с учетом обучения только в своем районе из-за отсутствия материальных возможностей переезда в другие города.

Эксперты из Высшей школы экономики (ВШЭ) отмечали, что перераспределение потоков абитуриентов между вузами и колледжами в пользу последних происходит с 2010‑х годов. В 2010 году около 35% обучающейся молодежи училась в вузах, а в СПО — 47%. А к 2020 году ситуация изменилась: образование в высшей школе получают 29% учащихся, а в СПО — свыше 52%.

Обучение в вузах становится выбором высокодоходных групп населения, а колледжи — выбором нижних и средних доходных групп, отмечают экономисты.

Расходы на получение высшего образования выше, чем среднего специального. Стоимость обучения в колледже в среднем в два раза ниже, чем в вузе. Нужно учитывать и более короткий срок обучения: чуть менее трех лет в колледже после 11‑го класса против четырех лет бакалавриата. В России сегодня существует свыше 4 тыс. колледжей против 1,2 тыс. вузов — с учетом этого их сеть плотнее, чем сеть вузов. Это означает, что для обучения в вузе чаще требуется переезд в другой город.

На прошлой неделе вице-премьер Татьяна Голикова на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам рассказала о том, что в РФ с 1 сентября 2022 года стартует реализация программы «Профессионалитет», предполагающей сокращение срока обучения в колледжах. Эта программа предусматривает комплексную реструктуризацию среднего профессионального образования. Сделано это будет за счет взаимодействия с предприятиями, в рамках отраслевого подхода подготовки кадров.

Необходимо поднять вопрос о престижности профессионального образования, призывает премьер РФ Михаил Мишустин. «Работая вместе с бизнесом, необходимо в течение года уметь перестраивать методологически программу, чтобы за два года выпускать в профессиональном смысле специалистов в профессионалитетах, а не только развивать высшее образование», — объяснял глава правительства.

В российском правительстве собираются финансово простимулировать абитуриентов выбирать трудовые профессии. В Минобрнауки на прошлой неделе объявили, что намерены распространить действие программы государственной поддержки образовательного кредитования также и на студентов колледжей.

Господдержка высшего образования действует с 2020 года. Власти установили на образовательные кредиты льготную ставку в размере 3%. Срок погашения по ним достигает 15 лет. И определенный спрос на этот продукт есть. Программой господдержки уже успели воспользоваться почти 29 тыс. человек, получившие кредиты на обучение в 562 вузах страны.

Всего в прошлом году на платное обучение поступили более 177 тыс. человек, а кредитами воспользовались только 29 тыс. На программах платного высшего образования в стране обучается более 330 тыс. человек. Низкую популярность образовательных займов эксперты часто объясняют элементарной неосведомленностью. По данным ВШЭ, около 42% студентов не знали о доступности образовательных кредитов. Еще 52% что-то слышали об этом, и только 6% респондентов были хорошо осведомлены о таком виде кредитования. Дело не только в незнании. Решаются взять на себя кредит в основном те студенты, материальное положение семей которых позволяет вернуть займ (см. «НГ» от 22.04.21).

Спрос на профессиональное образование отражает постиндустриальные тенденции в мировой экономике, считают некоторые эксперты «НГ». «Современный рабочий или техник должен обладать более гибкими, разносторонними и сложными навыками, по уровню квалификации приближаясь к инженеру», — считает управляющий партнер Preppy Михаил Препелицкий. Однако многие техникумы и колледжи продолжают выпускать специалистов, которые не могут найти работу в условиях промышленного застоя.

Спрос на специалистов со средней квалификацией неуклонно растет, равно как и их зарплаты, отмечает член генерального совета «Деловая Россия» Алексей Мостовщиков. Хотя с точки зрения перспектив, конечно, высшее образование в большей степени может способствовать увеличению заработка.

«Среднее профобразование — это хороший старт для трудовой карьеры. Но продвижение рано или поздно потребует высшего образования», — указывает сотрудник CMS Institute Николай Переславский.

«Развитие системы СПО, как и развитие системы высшего образования, — это два параллельных процесса, которые взаимосвязаны между собой и являются фундаментом экономики России», — уверена профессор Финансового университета Наталья Юдина. По ее словам, среднее профессиональное образование помогает восполнить нехватку молодых специалистов и снизить уровень внутренней миграции населения из небольших муниципальных образований в крупные мегаполисы.