Путин провёл совещание по экономике. С либеральными принципами покончено

Сегодня

Путин провёл совещание по экономике. С либеральными принципами покончено

Вчера Владимир Путин провёл совещание по экономическим вопросам. Несмотря на то, что стенограмма совещания представляет собой небольшую выдержку, определенные выводы сделать можно.

Самым главным является тот факт, что правительство отказалось от базового либерального принципа, который практиковался на протяжении десятилетий. Это искусственное сжатие ликвидности экономики. Косвенное подтверждение этому было тогда, когда Путин отменил действие бюджетного правила на 2022 год. Однако, учитывая общую ситуацию с ЗВР, понятно, что ничто не бывает более постоянным, чем временное Путин провёл совещание по экономике. С либеральными принципами покончено

Владимир Путин на вчерашнем совещании

По итогам первого квартала этого года бюджет был исполнен со значительным профицитом в 1,1 трлн рублей. Преимущественно данный профицит был получен за счет нефтегазовых сверхдоходов. Просто после заморозки ЗВР ЦБ по поручению Минфина лишился возможности покупать валюту (кроме юаней).

Теоретически даже в новой конфигурации можно было бы следовать либеральному принципу и отправлять нефтегазовые сверхдоходы в резервы. Как на рублевые счета, так и покупая золото и юани. Отметим, что здесь за счет нефтегазовых сверхдоходов осуществлять покупки того же золота не имеет никакого смысла, поскольку актив приобретается за ту ликвидность, которая уже находится в экономике. Если же мы говорим о ЦБ, то там операции проводятся совершенно по иному принципу, за счет эмиссии.

Но возвращаемся к совещанию у Путина. Президент заявил следующее:

Путин провёл совещание по экономике. С либеральными принципами покончено

Таким образом мы видим, что государство впервые будет синхронизировать политику как в области спроса, так и в области предложения. До настоящего момента такого не наблюдалось.

Окончательный вывод делать рано, но все говорит о том, что Центробанк перестает быть “независимым” органом власти. Его политика будет вписана в общий курс государства.

И вот здесь появляется важный момент. За спрос в экономике будет отвечать Центробанк, за предложение – правительство.

Что касается инструментов, которыми ЦБ должен обеспечивать спрос, то они предельно понятны. Это управление ключевой ставкой, кредитование и т.д. Будет ли использован эмиссионный инструмент – пока вопрос. Здесь что-то в настоящий момент сказать сложно.

Тем не менее, учитывая отмену бюджетного правила, можно ожидать резкий рост монетизации экономики от поступления в нее огромного количества нефтегазовых сверхдоходов. Если в результате этого уровень монетизации взлетит с нынешних 50-52% к ВВП до 70% к ВВП, то может оказаться, что по крайней мере в 2022-2023 гг ликвидности будет достаточно для решения поставленных задач. А дальше будем смотреть. Все же чрезмерный избыток ликвидности – также плохо, как и ее недостаток.

Здесь же вспоминаем, что вчера в ГосДуме Набиуллина заявила, что таргет по инфляции – больше не цель ЦБ и регулятор намерен и дальше снижать ключевую ставку. Если в нынешней ситуации ставка упадет до 10-12% к концу года – это будет плюсом. Ведь нам важна реальная ключевая ставка (инфляция минус ключевая ставка).

В этом случае предприятия будут получать деньги по ставке ниже инфляции (напр., по 15% при инфляции в 20%). То есть, в реальном выражении даже не даром, а государство будет еще и доплачивать за развитие производства.

Теперь что касается правительства, которое будет обеспечивать предложение. Впервые у правительства оказывается огромный финансовый ресурс в виде всех нефтегазовых сверхдоходов. По году это будет дополнительно 5-7 трлн рублей. В принципе, на данном этапе этих денег должно хватить, чтобы обеспечить масштабное субсидирование ключевым отраслям экономики. В особенности программ импортозамещения.

Разумеется, сейчас остается большое количество вопросов, касаемые непосредственно процесса управления спросом и предложением. Ведь все это должно замыкаться в одной точке. В структуре, функционал которой схож с Госпланом. Однако посмотрим, как все будет реализовываться. Во всяком случае то, что мы видим сейчас, является огромным положительными моментом.

Даже если ЦБ с правительством будут проводить новую экономическую политику (без всяких намеков на 1920-е, ровно сто лет прошло) с огромном количеством ошибок, то, все равно, само изменение модели обеспечит определенный уровень развития естественным образом.