Поступательная разница кризисов

Давайте сравним поведение российского населения во время предыдущего «большого кризиса» в 2014 году — и сейчас. Осенью 2014 года так же начала вдруг падать цена на нефть, а за ней стал стремительно обесцениваться рубль, прогнозы были самые апокалиптические. Народ тогда тоже очень возбудился и тоже бросился в магазины, сметая с полок все. Правда, магазины были другие: осенью и в декабре 2014 года люди штурмовали магазины, торгующие автомобилями, электроникой и бытовой техникой!

Вы помните тот «потребительский бум»? Люди брали по два-три телевизора, по несколько холодильников, стиральных машин, компьютеров, самых дорогих (тогда) моделей телефонов… И точно так же, как сейчас, в соцсетях и в сетевых изданиях все охотно размещали фотографии пустых полок и стеллажей — в «Эльдорадо», «М-Видео» и других подобных торговых сетях. И точно так же немногие разумные осуждали затарившихся — «да что вы с этими телевизорами-холодильниками делать будете, да куда вам столько, да не поддавайтесь вы панике!». И тоже, как правило, втуне.

А в наши дни в ситуации подобного же кризиса (только начавшегося с вдвое более низких уровней) народ так же опустошает полки магазинов — но продовольственных. Опустошающим набегам подвергаются «Пятерочки» и «Перекрестки», а вот о каких-то трудностях с наплывом покупателей у «Эльдорадо» я в этот раз ничего не слышал.

О чем это говорит? Шесть лет назад народ бесновался у касс, так как боялся, что у него денежные заначки обесценятся; а сегодня народ беснуется у других касс, потому что боится, как бы не помереть с голоду.

Уже по этой небольшой, но существенной разнице можно судить, какой большой путь проделала страна за минувшие шесть лет.

Я тут прикинул: а если я доживу до следующего кризиса — за чем тогда станут ломиться сограждане, если не за холодильниками и не за пачками гречки? Наверно, ни за чем не будут. А просто станут организованно выстраиваться в очереди за талонами в благотворительные столовые — на чашку бесплатного супа.