У курса российской валюты своя жизнь: за последний месяц-полтора рубль окреп к доллару. У ценников в магазинах – своя: цифры лезут вверх. Ситуация выглядит аномальной, но это данность. Выступив на заседании Совета Федерации, Валентина Матвиенко справедливо возмутилась: когда в начале марта рубль резко просел, все цены выросли от 30% до 70%. А когда рубль затем стабилизировался до 75 за доллар, «и граждане ожидали, что сейчас и ценники перепишут, никто не переписал вниз».

Крепкий рубль отвязался от растущих ценников: параллельная реальность

 

«Ну так нельзя пользоваться ситуацией! Это нечестно, неправильно, недобросовестно со стороны тех, кто производит, и торговых сетей. Давайте вернем, поставим все на место – вместе с рублем поставим старые ценники», – обратилась к пространству спикер Совфеда. 

Эмоции оправданы, но кому они адресованы? Кто поставит – государство? Но ведь это не его зона ответственности, а рынка. А для рынка нет таких понятий как «нечестно, неправильно, недобросовестно». Государство может сдержать цены в общественном транспорте (эта правительственная мера как раз обсуждалась сенаторами), однако эксперименты с ручным регулированием ценообразования в частном секторе никогда добром не кончались.

Накрывший Россию в конце февраля санкционный кризис спутал все карты, создал параллельную реальность, которая подменила собой оригинал. Например, текущий курс доллара не отражает его фактической рыночной стоимости, поскольку зажат со всех сторон ограничениями Центробанка. К тому же купить валюту не так просто. Так что по факту курс рубля в 72 за доллар – это некая виртуальная, искусственная цифра, а не результат свободной игры спроса и предложения на бирже.   

Именно поэтому и производители, и торговые сети решили откреститься от такого «навязанного» им рубля, держаться от него подальше. Кстати, цена товара — даже импортного – на полке магазина складывается из многих составляющих, и курс валюты – только один из них.

Санкции создали тупиковую ситуацию, выхода из которой пока не видно: это растущая нехватка товаров и услуг в экономике. После ухода из России сотен западных брендов товарный ассортимент стал быстро скукоживаться, и тогда за дело энергично взялись отечественные монополисты: в условиях дефицита всегда найдется тот, кто предложит потребителю искомую вещь по безальтернативной цене.  

Кроме того, «сломалась» логистика. Если раньше, в условиях полностью открытых границ, товар проделывал от поставщика до магазина предельно короткий путь (через минимум посредников или совсем без них), то теперь бизнес вынужден искать для поставок какие-то обходные варианты, что существенно повышает конечную цену. Плюс, возникают проблемы с расчетом: из-за санкций невозможно проводить валютные платежи напрямую, значит, требуются страны-посредники.  

Весь этот форс-мажор диктует свои правила игры: и поставщики, и торговцы вынуждены закладывать их в свои цены. Многим производителям нужно поддерживать достаточный объем оборотных средств, – в условиях экономической турбулентности они не могут быть уверены, что денег хватит для приобретения сырья, материалов, комплектующих для новых партий.

В результате, только за одну неделю, с 16 по 22 апреля, согласно Росстату, авиабилеты в эконом-классе подорожали на 7%, маргарин – на 2,8%, свекла – на 2,3%, туалетное мыло – на 2,3%, хозяйственное мыло – на 2,1%. Черный чай – на 1,8%, огурцы – на 1,8%, соль – на 1,8%. 

А реальные доходы граждан (опять же, по Росстату) сократились в январе-марте на 1,2%, реальные пенсии падают на 8,3% год к году.

В первом квартале ощутимо снизилась покупательная способность людей в отношении ряда особенно подорожавших товаров: если год назад на среднедушевой доход можно было купить 666 кг сахарного песка, то в январе-марте 2022-го – 540 килограммов.

Намного хуже ситуация с капустой: год назад потребители могли приобрести 1544 кг, сегодня – 495 кг. Очевидно, что глубина падения будет нарастать – по мере роста официальной инфляции (ожидаемой к концу года на уровне 20-25%), по мере накопления кумулятивного эффекта от разнообразных санкций, дальнейшего истощения товарного ассортимента.

Фарш, как известно, невозможно провернуть назад. Вернуть на прежнее место старые ценники – тоже. Остается только в очередной раз смириться с новой ценовой реальностью и начать снова к ней приспосабливаться, как делали мы это в 1998-м, 2008-м. 2014-м…

Среднестатистический россиянин живет от шока к шоку, от кризиса к кризису, бесконечно меняя структуру потребления в сторону еще более изощренного минимализма.

 

Автор: ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВ