Изменение глобальной расстановки сил: Мир без лидера
Горный хребет Каракорум, находящийся между Индией, Пакистаном и Китаем.

В последние два десятилетия мир стал свидетелем ускорения темпов глобальных изменений. После окончания Холодной войны распадом бывшего Советского Союза, США одержали победу в конфликте двух великих осей, распространив по всему миру экономику дикого капитализма и политику не менее дикой однополярности, покоряя одни государства, наказывая другие и уничтожая третьи, которые осмелились сопротивляться однополярной гегемонии.

Но характер зарождающейся международной системы и её быстрое развитие не оставили Вашингтону шанса на установление своей долговременной власти. Теории, которые делали ставку на прекращение конфликтов и окончательный триумф единственной сверхдержавы, быстро провалились, рухнув одна за другой. «Конец истории» так и не наступил, предсказания, связанные с созданием Европейского Союза, тоже не оправдались, и общий экономический рынок не поднял Европу на вершину мировой экономики, оставив европейцам лишь политическую и экономическую стабильность, при слабой возможности влиять на мировую экономику.

В то же время, американские войны первого десятилетия нового тысячелетия оказались очень важны в раскрытии истинного состояния сверхдержавы и ослабления её стратегической силы. Пока США всё глубже погружались в войны с Ираком, Афганистаном, Йеменом и другими странами, другие сверхдержавы забирались на вершину мира, не производя особого шума.

Смещение центра сил.

Всё яснее становится, что центр глобальных сил смещается с Запада на Восток, приводя к серьёзным геостратегическим и геополитическим переменам, и оказывая важное влияние на международную обстановку. Рост азиатской мощи, особенно касаемо Китая и Индии, относится не только к экономической, но и к оборонной сферам. Об этом, в частности, говорится в Отчёте о военном балансе 2012 года, опубликованном в апреле того же года Международным институтом стратегических исследований в Лондоне. Вывод этого отчёта утверждает, что впервые в новейшей истории оборонные бюджеты азиатских стран превысили аналогичные бюджеты европейских стран.

Причина этого – непрерывные кризисы первого десятилетия нынешнего века, а особенно – катастрофический финансовый кризис 2008 года, когда глобальный экономический спад серьёзно ударил по экономикам США и европейских стран, что негативно отразилось на их военных расходах. В то же время объемы запасов местной и иностранной валюты в азиатских странах увеличился, подняв их международный авторитет и укрепив их влияние на глобальной арене.

Стратегическое значение азиатского континента всегда было очень большим, когда дело касалось международного баланса сил. Отчасти, это объясняется наличием стратегически важных мест и огромных запасов энергоресурсов, а также динамически развивающейся экономикой, что наделяет этот континент беспрецедентным геостратегическим и геополитическим значением. И поэтому, смещение глобальных экономических и политических центров сил в Азию имеет огромное значение для всего мира.

На геостратегическом уровне можно сказать, что глобальное смещение центра сил в Азию совпадает с окончанием мирового господства однополярного режима США, и в последние годы стратеги и эксперты по международным отношениям открыто высказывают надежды, что международная система вернётся к многополярности, благодаря усилению азиатских держав. Усиление оборонных способностей ведущих азиатских держав, особенно Китая, Индии, Японии и России, в сочетании с их устойчивым экономическим ростом, сокращает военные возможности США.

Что касается новейших разработок оружия и военной техники, то военный потенциал Азии существенно вырос, в то время как финансовые кризисы ограничили развитие военных возможностей США и Европы. Сегодня уже 6 азиатских государств обладают ядерным оружием и крупными ракетными арсеналами. Рост азиатского военного потенциала заметен во всех частях мира, благодаря миротворческим миссиям ООН. Например, боевые корабли азиатских стран активно участвуют в операциях против морских пиратов во многих уголках мирового океана, а это очень важный шаг для усиления военного влияния азиатских стран по всему миру.

В то же время геополитические амбиции Азии выросли и в сфере международного сотрудничества. В последние годы азиатские страны начали открыто призывать к перестройке таких глобальных политических и финансовых институтов как Совет безопасности ООН, Всемирный банк и Международный валютный фонд, чтобы они смогли отразить глобальное смещение центров сил и учесть новую позицию Азии в мировой системе. Несомненно, мощь Китая и Индии ставит под сомнение глобальную гегемонию США. А если учесть усиление России, то можно уже говорить о мощном стратегическом треугольнике, который может всерьёз конкурировать с США.

Азиатско-тихоокеанский регион стал центром экономической и политической силы мирового уровня, что часто и называется глобальным сдвигом силы в Азию. За исключением последнего этапа, когда основная военная сила США была сосредоточена в регионе от Афганистана до Ирака, Азиатско-тихоокеанский регион всегда был центром концентрации американских войск и ареной двух больших американских войн с Кореей и Вьетнамом.

Азиатско-тихоокеанский регион имел стратегическое значение для США, которые использовали своих союзников в Восточной Азии – Южную Корею, Японию, Тайвань и Филиппины – для защиты своих зон влияния. Глобальный сдвиг центра сил в Азию, в значительной степени связан с огромным экономическим подъёмом Китая, в сочетании с существенной технической модернизацией его вооружённых сил. И если в Азиатско-тихоокеанском регионе вспыхнет новая Холодная война, Китай сможет успешно противостоять США.

Проблемы в Европе.

Одно из следствий глобального сдвига баланса сил, особенно после пандемии COVID-19 – ослабление способности США контролировать своих европейских союзников по многим международным вопросам. Совсем недавно весь мир мог наблюдать, как США снова не смогли заставить Совет безопасности ООН ввести эмбарго на продажу оружия Ирану. И неожиданностью здесь стало не поражение США в голосовании, а отказ всех стран Совета безопасности, кроме одной, поддержать американское предложение. В результате, 13 стран проголосовали против эмбарго, и только 2 за.

Регулярные внутренние европейские кризисы – результат локальных и глобальных экономических проблем, особо обострившихся после 2008 года. Но в последние годы к ним добавились кризисы демократических режимов, которые теряют политическую стабильность. Европейские и американские народы начали требовать право на конфиденциальность в общении с остальным миром. Отдельные европейские страны захотели выйти из ЕС и избавиться от американской гегемонии. Всё это отдаляет нынешних европейских лидеров от Вашингтона, вынуждая обращаться к национальной политике, экономическому протекционизму и электоральному популизму.

Выход Британии из ЕС ослабил последний и увеличил нагрузку на оставшихся богатых членов. Эти факторы в добавление к эпидемии коронавируса привели к резкому росту стремления европейцев избавиться от американской зависимости, ослабив влияние США на Европу, что проявляется в напряжённых отношениях Дональда Трампа с европейскими лидерами. Франция и Германия во главе с Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель хотят получить большую независимость на международной арене в решении современных глобальных проблем, что выражается в нескольких противоречащих США французских и немецких решениях на европейской и международной арене.

Мир без лидера.

Но приведут ли эти перемены к восстановлению многополярности международной системы, или возникнет новая система с двумя или тремя полюсами? Предсказать это не так просто. Определение силы раньше было проще, чем теперь, поскольку она больше не ограничивается экономической и военной сферами, распространяясь на современные и быстро меняющиеся, но очень влиятельные сферы. Если считать глобальным полюсом страну, обладающую определённой силой, которая позволяет ей оказывать существенное влияние на решение международных проблем, защищать себя и своих союзников от внешних опасностей, развивать прибыльную и процветающую экономическую систему, то этим критериям соответствуют многие страны, но все ли они являются глобальными полюсами?

События последних трёх десятилетий показали, что оценка силы должна учитывать уровень науки и техники, а также развитие системы здравоохранения и способность влияния на международную систему, в соответствии со своими целями и ценностями. Только такая оценка может определить глобальную сверхдержаву. Чтобы стать глобальной сверхдержавой, недостаточно иметь огромную армию или положительный финансовый баланс за счёт продажи нефти или других товаров, для этого необходимо общее высокое развитие. Какая польза от огромного флота или триллионного ВВП, если государство не может справиться с вирусом, который угрожает жизни его граждан и будущему его экономики?

Сегодня следует обратиться к новым методам оценки глобального влияния, которые не применялись ранее для определения международного баланса сил. Происходящие в данный момент глобальные перемены не позволяют определить одного какого-либо лидера в мире, и даже группу государств, которые можно было бы назвать глобальными полюсами. Сегодняшний мир лишился единого глобального лидера. Международный порядок переживает эпоху ослабления. Мир находится в поиске альтернативной системы и нового лидера. Мы живём в мире без лидера. И множество государств пытается перестроить международную систему в соответствии со своими интересами и ценностями.

Источник: نورالدين إسكندر, تغيرات مركز القوة العالمي: عالم بلا قائد, almayadeen.net, 29 August 2020.