Американцы постараются обрушить российский нефтегазовый сектор по иранскому сценарию

Соединенные Штаты могут ввести «иранские» санкции в отношении нефтегазового сектора России. О том, что такая вероятность существует, говорится в докладе «Положение дел в мире», подготовленном экспертами Дипломатической академии МИД РФ.

В нем, в частности, указывается, что пересмотр Вашингтоном в одностороннем порядке политических приоритетов и договоренностей, а также усиление давления на Тегеран и европейских партнеров, «заставляет задуматься о возможных последствиях применения жесткого антииранского санкционного варианта к России».

Авторы доклада считают, что это может повлиять в первую очередь на нефтегазовый российский сектор.

Отмечается также, что США продолжат ужесточать свои санкции, используя их как рычаг политического давления и управляя, таким образом, конфликтами. В связи с чем, эксперты рекомендуют российским дипломатам проводить на международных площадках — в ООН, G20 и ВТО — политику осуждения использования экономических ограничений как скрытой формы протекционизма.

Собственно, американские санкции против Ирана, в том числе, иранского нефтегазового сектора, имеют уже сорокалетнюю историю. И ведут отчет с указа президента Джимми Картера от 1979 года, которым была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в банках США и зарубежных филиалах, а также запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения.

С тех пор антииранские санкции неоднократно корректировались — часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения.

Даже «ядерная сделка» с Тегераном, заключенная в 2015 году странами «шестерки» — США, Францией, Великобританией, Германией, Китаем и Россией, не стала поводом для отмены ограничительных мер против Ирана со стороны Вашингтона. А после того, как президент Дональд Трамп разорвал это соглашение в одностороннем порядке, санкционное давление на Исламскую Республику только усилилось.

На данный момент объектами американских санкций в Иране является нефтяная отрасль (что особенно болезненно для страны, где нефть — основной источник получения валютных средств), банковская сфера, судостроение, морские перевозки, металлургия — в целом же ограничения распространяются более чем на 600 лиц и компаний.

Россию в Вашингтоне, видимо, тоже все еще продолжают считать «страной бензоколонкой», «чья экономика зависит только от нефти и газа», как говорил в свое время покойный сенатор Маккейн. А тогда, действительно, было бы логично ударить по «самому больному» — по нашей нефтянке и газовому сектору. Что, в общем-то, они и делают уже, пытаясь любыми правдами и неправдами остановить реализацию проекта «Северный поток — 2».

Но вот насколько здесь сработают иранские шаблоны?

— Учитывая, что сейчас происходит в Вашингтоне, конечно, исключать ничего нельзя, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС Сергей Беспалов. – Но все-таки мне этот вариант кажется маловероятным. Поскольку для того, чтобы вводить санкции, надо ожидать, что они будут исполнены.

Американцы просто не могут не понимать того, что у России есть долгосрочные контракты. Целый ряд стран, в том числе, Европейского союза очень сильно зависит от импорта российских углеводородов.

Поэтому, какие бы санкции не были введены — не только в краткосрочной, но, пожалуй, и в долгосрочной перспективе, — покупатели наших ресурсов, в принципе, не смогут от них отказаться. Или заменить чем-то еще.

Речь идет о Германии, о других странах Евросоюза, речь идет о Китае и т. д.

Какие бы санкции не грозили покупателям российской нефти и газа, они будут вынуждены как угодно портить отношения с американцами, но отказаться от российских энергоресурсов для них смертельно. Это просто значит — разрушить собственную экономику.

Я не говорю уже о том, что, естественно, Китай, для которого Россия тоже в последнее время стала крупнейшим поставщиком энергетических ресурсов, по понятным причинам (не только экономическими, но и политическим) не поддастся такому давлению. Хотя от операций с Ираном в энергетическом секторе Пекин во многом отказывается сейчас.

Но, в любом случае, идет ли речь о Китае, идет ли речь о странах Европейского союза, они все не могут обходиться без российских энергоресурсов. Поэтому утверждения о возможности подобного рода санкций, мне кажутся просто голословными.

Еще раз повторю: даже, учитывая тот бардак, который сейчас царит в Вашингтоне, антироссийскую истерию, и то, что республиканцы и демократы в каких-то ситуациях просто соревнуются по части новых антироссийских инициатив, вводить санкции, у которых нет ни малейших шансов быть реализованными, было бы довольно странно.

«СП»: — Но они же пытаются санкционно давить на участников проекта «Северный поток-2», хотя понимают, наверное, что уже вряд ли этим его остановят…

— Американцы, с одной стороны, заинтересованы в том, чтобы в перспективе нарастить собственные поставки — прежде всего газа, а, может быть, и нефти — в страны Евросоюза. С другой стороны, чтобы нанести ущерб России и не допустить увеличения масштабов российского экспорта энергоресурсов в европейские страны.

Здесь ведь речь идет о строительстве новых трубопроводов. И, прежде всего, газопровода «Северный поток-2». Хотя в свое время предпринимались попытки сорвать и «Турецкий поток», и т. д.

О том, чтобы вводить санкции в отношении уже действующих нефтегазопроводов, речи не шло. И, думаю, по тем причинам, о которых я сказал, уже и не может идти.

Да, Польша и некоторые другие страны Центральной и Восточной Европы отчасти переориентируются на закупки американских энергетических ресурсов. Но все это невозможно в масштабах всего ЕС. Невозможно для крупнейших европейских экономик, прежде всего, Германии.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, по техническим причинам, учитывая ориентацию всей инфраструктуры на российские нефтегазопроводы. Потом, у американцев просто нет соответствующих объёмов нефти и газа, и вряд ли они появятся в перспективе. Не говоря уже о том, что переориентация крупнейших экономик стран ЕС на относительно дорогие американские нефть и газ будет означать утрату европейцами своей глобальной экономической конкурентоспособности. На это те же немцы просто не могут позволить себе пойти.

Но главное, повторяю, что в зримой перспективе это просто технически невозможно — настолько плотная у нас такая взаимозависимость с европейцами и китайцами в этой сфере.

Никакие американские санкции по иранскому варианту — т.е. попытки полностью заблокировать нефтегазовый экспорт из страны путем санкций не только в отношении поставщика (потенциально, России), но и в отношении покупателей — стран ЕС и Китая, — не имеют ни малейших шансов быть исполненными. А поэтому, видимо, и не будут введены. Это означало бы для американцев окончательную собственную дискредитацию…

«СП»: — А можно ли говорить о том, что сегодня наша экономика уже меньше зависит от экспорта углеводородов, чем раньше?

— Безусловно, какие-то достижения есть в части развития не нефтегазового экспорта. Но, конечно, в долгосрочной перспективе экономика наша по-прежнему очень сильно зависима от углеводородов.

Если представить себе, что экспорт энергоресурсов России заблокирован, то несколько лет мы бы продержались, предположим, за счет значительных ресурсов, накопленных нашим государством. Но даже в перспективе трех-четырех-пяти лет это стало бы колоссальным ударом. Потому что, по большому счету, переориентировать нашу экономику, изменить структуру нашего экспорта все же не удалось пока. Те подвижки, которые достигнуты, они совершенно незначительны, на мой взгляд, и экспорт несырьевой остается все еще достаточно скромным.